НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОПЕРЕ «КАРМЕН» И ЦЫГАНСКОМ ГИПНОЗЕ
Свой путь земной пройдя до половины,
Я наконец-то посетил «Кармен»,
И там я три часа искал причины,
С чего же жизнь Хосе дала трагичный крен.
О том, каким Жорж Бизе оказался молодцом, сочинив в 1874 году свою «Кармен», говорят очень многие. Хотя на начальном этапе опера его почти провалилась. Это было не так уж удивительно. Для того общества и театра («Опера-Комик») где он её представил, это было примерно то же, чем стала бы сейчас постановка Гоголь-Центра на сцене ТЮЗа.
Время всё расставило по местам и заслугам. Но не до конца.
Все знают про новеллу Проспера Мериме и многие слышали даже про влияние на замысел Бизе «Цыган» Пушкина. Но почему-то гораздо реже в превосходных категориях говорят о его великолепных либреттистах, Анри Мельяке и Людовике Галеви. Разве что укорят, что Кармен из новеллы другая. И вообще, новеллу не сумели передать на сцене, чуть ли не испортили. Не все конечно. Музыковед Мина Кёртисс, о которой я, признаться, ничего раньше не слышал, писала про изменение образа Кармен: «…это был бы безудержный и неубедительный монстр, если бы её характер не был упрощён и углублён…». Так вот я к её мнению полностью присоединяюсь.
Мельяк и Галеви в общественном сознании воспринимаются как создатели, вместе с Оффенбахом, жанра оперетты. Особенно любят их «Летучую мышь» и «Весёлую вдову». Любят. Но всерьёз не воспринимают. Хотя, в эпоху Второй империи, времени суда над Флобером за скромную историю мадам Бовари, это была не просто развлекуха, а вроде как даже сильная общественная сатира.
Впрочем,написать я хотел не об этом, а о причинах падения Хосе и цыганском гипнозе. Споры о том, можно ли назвать цыганщину гипнозом идут давно. Но, так-то, не всё ли равно как это называть?
Обратите внимание в либретто на этот диалог и на то, что ему предшествовало.
JOSÉ
Non, rien! J'obéis à mes chefs.
CARMEN
Eh bien, moi, je sais bien
qu'en dépit de tes chefs eux-mêmes
tu feras tout ce que je veux,
et cela parce que tu m'aimes!
JOSÉ
Moi, t'aimer?
CARMEN
Oui, José !
La fleur dont je t'ai fait présent,
tu sais, la fleur de la sorcière,
tu peux la jeter maintenant.
Le charme opère !
Итак, предыстория
1. сначала Кармен кидает в задумавшегося, не обращающего на неё внимания, Хосе цветок (не кидает Хосе, а кидает в Хосе). Это ошарашивает, вызывая, пусть не очень сильно, но изменённое состояние сознания.
2. Кармен замечает, что он её заметил и быстро уходит. Фиксация внимания без ответа. Происходит усиление. Якорёк поставлен. Можно ещё про эффект Зейгарник порассуждать. Ситуация не завершена и требует завершения.
Возможно, что на этом этапе Кармен просто привлекала внимание, флирта ради. Хосе симпатичен, авось пригодится. Но сделала она это грамотно, «по-цыгански».
Далее сам этот великолепный диалог.
Хосе должен её сопровождать в тюрьму. Видя его смущение, чувствуя удачную почву для интервенции, Кармен спрашивает, есть ли возможность уйти. Хосе оправдывается, дескать нет, приказ. Далее от Кармен следует безаппеляционное утверждение: «Ты мне поможешь, не сможешь не помочь, потому что ты меня любишь». Правильный ответ Хосе был бы: «Нет не люблю, заткнись и иди молча». Но второй цыганский гипнокрючок уже пущен в дело. Любопытство. И Хосе втянут в диалог: «Я люблю тебя?», типа просит пояснить. И вот тут наступает время третьего цыганского гипнокрючка — грамотное использование актуального имиджа с эмоцией страха: «Цветок был заколдован, подняв его, ты полностью во власти любви ко мне. Даже если ты его выбросил, заклятие уже наложено». Хосе уже был смущен, он уже чувствовал симпатию к цыганке, не совсем понимая, что же происходит. И вот ему объяснение, которое проверить невозможно.
Тут и наступает время основной работы.
Усилив замешательство, цыганка должна работать максимально быстро. У гипнотика непонятка, он не понимает что делать, и вот тут уже она четко ему говорит что.
И он делает, не задумываясь.
Потому что думать не время)
Другие манипуляции Кармен тоже неплохо показаны. Но этот момент, на мой взгляд, лучший.
Алгоритм изложен очень доступно и хорошо:
1. Вызвать замешательство
2. Вывести на диалог через любопытство
3. Усилить через эмоцию страха начальное внушение
4. Фиксировать внимания на неразрешимой проблеме, непонимании что делать
5. Максимально быстро дать второе внушение
6. Не давать времени задумываться и помочь с реализацией нужного оператору.
Либреттисты — красавчики.
Выход к расставанию Кармен и Хосе, к слову, тоже гораздо логичней дан в либретто, чем в новелле. Постоянное нытьё Хосе про то, как он подвёл мамочку и как он расстроен, что спутница жизни ему жизнь испортила, довело бы и менее истеровозбудимую особу. Что уж говорить о Кармен?
Отличная опера. И постановка в Мариинке получилась отличная. Классично и лаконично. И поют хорошо, и играют замечательно, и декоратор хорош, очень уж здорово процитировал Дали.
Нелепо торговоцентровая снаружи, но с необыкновенно удачным залом внутри, вторая сцена Мариинки давно уже стала моим любимым оперным театром. С лица воду не пить, а эргономика и акустика зала искупает очень многое. Быть может, если бы Доминика Перро в 2007 году от проекта не отстранили, здание бы и снаружи не было убогим.
Но, увы, обратно фарш не прокрутишь.
#кармен #гипноз #мариинскийтеатр #цыганскийгипноз